Новости

ЛУЧШЕ ГОР МОГУТ БЫТЬ ТОЛЬКО ГОРЫ, НА КОТОРЫХ ЕЩЁ НЕ БЫВАЛ

6 мая в Кировском драматическом театре состоится эскиз спектакля «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. «Марьино поле» – это притча-путешествие без начала и конца, история о силе веры русских женщин… Две трети своей истории Россия провела в войнах, а потому русские женщины знают генетически – в годы ненастий спасти может только вера – подлинная, цельная, смелая. Такая вера ведёт по истинному пути, а значит – чудо, жизнь, возвращение – всё возможно. Роль Марьи в спектакле исполнит артистка Ольга Викторовна Вихарева.
  По жизни Ольгу тоже ведёт вера. Вера в преображающую и воскресающую силу искусства. Вера в то, что театр способен менять жизнь людей к лучшему. Ведь театр – служение, подобное врачебному искусству – бескорыстное по своей сути и остро необходимое людям. Душа, как и тело, нуждается в уколах и витаминах, но – придя в театр – люди получают своё лекарство, независимо оттого, понимают они это, или нет. Лекарство же действует тогда, когда это понимают те, кто выходит на сцену.
 – Говорят, что хороший человек – это не профессия, что можно быть специалистом независимо от личностных качеств. Я с этим не согласна, – рассуждает артистка. – Мы все под богом ходим. И для меня актёрская профессия не самоцель, это скорее средство для совершенствования личности, для воспитания своего духа.
Примеров тому у Ольги Вихаревой достаточно, но самый яркий – это мастер курса, народная артистка России Римма Ивановна Белякова. Римма Ивановна личность уникальная – она и прекрасная актриса, и педагог, и чудный человек. В свои восемьдесят один Римма Ивановна является мастером курса актёрского мастерства в Саратовском театральном институте, гастролирует со своими моноспектаклями по городам России, участвует в театральных фестивалях. Учеников у неё много, и они не только успешны в профессии, но и сохраняют тёплые человеческие отношения, что удивительно в виду общей нестабильности и свойственной нашей стране обширной театральной географии.
  – Мы часто переписываемся, встречаемся по памятным датам, – рассказывает Ольга. – У нас был хороший курс. Мы принимали друг друга такими, какие есть, со всеми недостатками. Сказать иначе – их особо никто не замечал, поскольку мы ценили индивидуальность друг друга.  
  К актёрской профессии артистка пришла постепенно. В детстве она увидела фильм с участием Олега Даля и была так поражена, что спросила маму: «Как люди попадают в телевизор?». «Становятся артистами» – последовал ответ. После чего девочка задумалась, как же люди ими становятся?
 – В детстве я была открытым ребёнком, всегда где-нибудь пропадала, мне нравилось общаться с людьми. В какой-то момент я вдруг осознала: все люди на свете знают друг друга, только они заколдованные, а потому не видят друг друга. Тогда я поняла, что хочу сделать что-то такое, чтобы с людей спали эти чары, чтобы они становились радостнее и узнавали друг друга чаще.
 В Кировский драматический театр О.В. Вихарева попала неожиданно, можно сказать – случайно. В Кирове проходили гастроли Большого драматического театра. Артистка решила попытать счастья. Взяла с собой в театр подругу. И когда в конце спектакля на сцену вышли обе труппы – кировская и питерская – она мучительно стала искать режиссёра БДТ Темура Чхеидзе. Подруга подсказала, что должно быть это человек в желтой рубахе, который стоить чуть поодаль.
  – Я подхожу к нему, прошусь в театр, он спрашивает, кто мой мастер и говорит, что мы решим этот вопрос в положительную сторону. Как оказалось потом, это был режиссёр Кировского драматического театра – Владимир Сергеевич Подольский. Так я оказалась в этом театре. Моей первой значимой ролью стала роль Сашеньки Лебедевой в спектакле по пьесе А.П. Чехова «Иванов» в постановке Евгения Кузьмича Степанцева.
 В Петербург Ольга Вихарева уже не поехала, хотя добилась приглашения на собеседование и в БДТ. Как признаётся артистка, анекдотичных ситуаций, подобных этой, в её жизни было много. Но некоторая природная рассеянность только добавляет обаяния её героиням. Неслучайно артистка любит драматургию Чехова. Есть в ней то, что роднит её с образами драматурга, с его видением мира. Какая-то вневременная лёгкость, тоска по гармонии, тонкая самоирония, чуткость и внимание к нюансам чувств. Среди знаковых ролей можно отметить такие как Ирина в «Трёх сестрах» А.П. Чехова, Фреккен в «Сонате призраков» А. Стринберга, Рэя в «Ромуле Великом» Ф. Дюрренмата, Виржиния в спектакле «Человек, который платит» И. Жамиака, Людмила в «Поздней любви» А. Островского, Клементина в спектакле «Забыть Герострата» Г.И.Горина, Марта в спектакле «Женское постоянство» С. Моэма.
 – Мне нравился спектакль «Господин, который платит», – рассказывает Ольга Викторовна. – Нравилась сама пьеса, актёрский состав, материал был мне по душе. Вообще, люблю умные пьесы, они позволяют раскрыть свои возможности, понять, насколько глубоко я могу копать. За любым словом, произнесённым со сцены, должен максимально стоять образ. Мне запомнились слова, которые произносит героиня народной артистки России Тамары Ветко в спектакле «Радость бытия» по пьесе М. Дрюона: «Фейерверк хорош для тех, кто смотрит издали. А у тех, кто его пускает, руки в копоти». В спектакле я играла горничную Кармелу, которую наставляла старая графиня.
  Набираться сил и энергии, искать содержание для своих образов, настраивать профессиональный инструмент – душу – артистка предпочитает в горах. Если летом она не была в горах, сезон может оказаться не таким удачным))) Артистка любит книги, историю, древности. В сущности, у кого набираться сил, как не у прародителей? Истоки нашей культуры отыскать трудно, но один скажет, что всё перепутано, а другой – что всё взаимосвязано, и будет эти связи искать. В конечном итоге, ищущий всегда сможет распознать своё, найти пищу уму и духу, увидеть ответы, которые готов получить и пройти испытания, которые может одолеть на данном этапе жизни. А потому Ольга Викторовна вслед за Высоцким считает, что «лучше гор могут быть только горы» …И море. Там всё это есть. И то, что она выносит из своих путешествий, помогает ей в работе над новыми сценическими образами.
  Кроме того, в течение многих лет Ольга Викторовна ведёт актёрское мастерство в хореографическом коллективе. Непоседы сразу дают понять, что им интересно, а что – нет. Так что занятия с ними подобны тренировкам, на которых проверяется общая физическая форма. Дети с удовольствием выполняют все задания, даже рассчитанные на тех, кто постарше. Ольге Викторовне тоже везло с педагогами. Всех своих учителей она вспоминает с любовью и с чувством глубокого почтения. Везло артистке и с критикой. Её роли редко оставались неотмеченными. Так, за роль Людмилы в спектакле «Поздняя любовь» она удостоилась двух наград: «Надежда союза» СТД РФ и «Лучший молодой дуэт» (в паре с Иваном Шевелевым) на двух театральных фестивалях.
 Многим её образам свойственна гибкость и хрупкость одновременно, поразительная жанровая точность и вырывающаяся во все двери и окна индивидуальность. Сегодня артистку можно увидеть в спектаклях «Клинический случай», «Женитьба Бальзаминова», «Соловьиная ночь», «Жизнь прекрасна», «Земля Эльзы» и других. Впереди – новые поиски, новые высоты – духовные, географические и профессиональные. Так пусть они будут вовремя, во имя правды и в необходимом количестве!

Тема письма

Отправить отзыв о спектакле на электронную почту kdt1877@mail.ru

Д. Богославский
Психологическая драма